Поэт и воин СВО Степан С. Үс Түүн Уола

В войне выигрывает не только тот, у кого больше оружия, но и тот, у кого песни душевнее. Значит, за ним – правда. Та правда, которую сегодня принято называть окопной.
Уже сейчас участники литературного процесса уверенно говорят: конфликт на Украине явился огромным стимулом для зарождающегося нового русского искусства. Это мощная волна, которая, пробивает себе дорогу, смывая остатки либеральной столичной интеллигенции, оккупировавшей само понятие искусства и литературы в современной России.
В эту волну органично вливается творчество наших земляков. И, прежде всего, поэтов-воинов СВО.
Сегодня поговорим обо одном из них.
Короткое знакомство состоялось на Пушкинском дне, организованном в Штабе общественной поддержки Партии «Единая Россия».
Из анонса о предстоящем событии стало ясно: надо идти послушать Степана С., пишущего под творческим псевдонимом Үс Түүн Уола. Коллеги из журнала «Чолбон» готовят к публикации его стихи на родном якутском языке.
После многочисленных выступлений слово наконец дали поэту.
Очередь из точных как выстрел слов. Выверенность. Глубина пережитого. И совершенно точно: такие строчки не напишет тот, кто не пережил.
Жизнь Степана – это четко размеченная на «до» и «после» СВО единая ткань жизни, на которой вышиты яркие узоры семьи – он счастливый отец и муж. После окончания школы, прохождения срочной службы в рядах Российской Армии, обучение в колледже он был мобилизован и воевал на направлении Запорожья. Степан совсем молодой человек, но в нем уже поселилась та вечность, которая роднит его с большими поэтами. Вчерашний способный ученик школы, которого когда-то заприметил учитель русского языка и литературы Лидия Афанасьевна Константинова, теперь уверенной рукой и не колеблясь выводит на бумаге то, от чего ноет сердце читателей. Их пока немного. Но пусть будет больше. Если питающий источник любого творчества, а прежде всего, литературного – это пережитый опыт и опыт не просто жизненный, а опыт духа, то наши точно победят.
"Икки эрэ тыл".
"Сэрии бүттэ" диэтиннэр
Эҕэрдэ тыл эттиннэр,
Ыраахтан бэтэрээннэр
Ыһыахтыа да этилэр.
Дойдубут дьиэтин аайы
Үтүө сурах аймыаҕа,
Төгүрүк алаас аайы
Дьол түгэнэ ыһыаҕа.
Айылҕа чэпчээбиттии
Бэрсиэҕэ мичээрдэрин.
Тэлгэһэбит күүппүттүү
Көрдөрүөҕэ кэрэтин.
Икки эрэ тыл сыыһа
Уларытыа барытын.
Икки эрэ тыл кыыма
Үөрдүөҕэ барыбытын.
"Эһээлэрбит эйэлэрэ"
Эһээлэрбит биэрбит
Эйэ диэн бэлэхтэрин,
Сиргэ-буорга тэпсэммит
Сирэйбитин кистиибит.
Этинэн билбит киһи
Баҕарбат сэриилэһиэн,
Эт хараҕынан көрбүт
Баҕарбат хатыланыан.
Олох эргиирэ диэн
Бу маны эттэхтэрэ.
Буолан хаалбыты этэн
Туһа кыра сэмэлээн.
Эһээлэрбит аҕалбыт
Эйэлээх халлааннарын,
Халты ылан туттаммыт
Хаан тоҕон аҕыннахпыт.
"Алтыспыт атастарым".
Туман буолумаҥ дуу
Алтыспыт атастарым.
Табаҕым буруотунуу
Унаарыйа устумаҥ.
Үөрбүт сирэйдээх
Сылайбыт харахтаах,
Бу баарга дылыгыт
Буойун бухатыырдарым.
Санааларбын сылытар
Сонуннаан ааһаргыт.
Күннээҕи түбүктэрбин
Кэннибэр мэлитэҕит.
Ханна да бырахтыннар
Билэбин дурдалаахпын,
Ханна да айаннаатарбын
Бүдүрүйбэт хаххалаахпын.
Кыайыы ыһыаҕын
Дойдубут ыһыаҕа,
Онно дьэ мустаммыт
Алтыһан ааһыахпыт.
Онуоха дылы атастарым
Туман буолумаҥ дуу,
Табаҕым буруотунуу
Миигиттэн унаарымаҥ.