Республика Саха (Якутия)
Регион не найден
Версия для слабовидящих

АРКТИКА: КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – КЛЮЧЕВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

18 ноября 2020, 12:22
17 ноября состоялось заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам координации мер поддержки образования КМНСС и ДВ РФ при участии заместителя министра просвещения РФ Екатерины Толстиковой. Народный депутат РС (Я) Феодосия Габышева, руководитель партийного проекта «ЕДИНОЙ РОССИИ» «Новая школа», в своем выступлении особо выделила направление «Кадры в Арктике».

Кадры решают все!

«Именно кадровое обеспечение имеет ключевое значение в становлении личности в целом»,– сказала Феодосия Васильевна. Еще в сентябре этого года с проектом «Среднее профессиональное образование в Арктике» она побывала в северных районах – Верхоянском и Нижнеколымском. В командировке принял участие заместитель генерального директора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике Иван Ефимов. Провели круглый стол «О целевой подготовке специалистов в целях обеспечения кадрами и формирования кадрового потенциала в арктических районах и местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера». Этот же вопрос был рассмотрен и в рамках  Второго Международного Форума «Северный Форум по устойчивому развитию» 27 сентября в Якутске.

- В настоящее время из-за отсутствия научно-обоснованной методики прогноза подготовки кадров в Арктике сохраняется заявительный принцип, который не всегда может быть объективным и востребованным. Активное промышленное освоение северных территорий требует учета реальной потребности в специалистах технического направления (инженеры, связисты, транспортники), подготовки кадров, открытия новых специальностей и профессий именно на местах.

 

Справка

·        Потребность в рабочих кадрах по стране до 2035 года составляет 182 тысяч человек.

·        До 2035 года будет создано 200 тысяч рабочих мест.

·        В настоящее время в добывающей отрасли Якутии местное население составляет 6-8 % от общего количества специалистов.

 

Значит, назрела необходимость изменения подходов к распределению бюджетных мест в учреждениях профессионального образования. За десять лет эти цифры в вузах сократились в два раза. Логично возникает вопрос: когда же будет наверстано сокращение мест? В то же время наряду с обучением на бюджетной основе как никогда актуализируется участие крупных компаний, корпораций, бизнес-структур в целевой подготовке кадров. В этом плане известен опыт таких компаний, как «Газпром», «Лукойл», «АЛРОСА», «Норильский Никель».

 А вот состояние материально-технической базы, уровень заработной платы работников учреждений среднего профессионального образования республики на сегодня вызывает беспокойство. Например, Арктический колледж народов Севера в поселке Черский Нижнеколымского района или Центр подготовки рабочих кадров Арктики в г. Якутске с филиалами в трех северных районах – в Верхоянском, Булунском, Жиганском районах. Они остро нуждаются в элементарном: обустройстве учебных мест и площадок, обеспечении качественной интернет-связи, в выделении высокотехнологичного оборудования.

- Современная экономика требует существенного расширения сети среднего профессионального образования. Например, в Татарстане 60 % выпускников 9-ых классов идут осваивать рабочие профессии, что отражается и в качестве результатов единого государственного экзамена, и в подготовке более мотивированных специалистов. В рамках профессионализации старшей школы необходимо совершенствовать профориентационную работу, механизмы внедрения дуального образования. Достойные рабочие места, жилье для специалистов возможны только при развитой инфраструктуре, благоприятных социально-культурных условиях.

 

Северу нужны не только рабочие кадры

 В республике в обеспечении кадрами большая роль принадлежит Арктическому государственному институту культуры и искусств как центру культуры и современного искусства. И во время заседания Феодосия Габышева предложила региональной сфере общего образования предусмотреть аналогичный федеральному проекту «Земский учитель» проект «Учитель Арктики».

- Критерии отбора педагогов было бы целесообразно составить с учетом региональных, этнокультурных и иных особенностей региона, в том числе степени знания языков и культуры народов, социокультурной ситуации территории возможного переезда. Эти требования дополнят показатели профессиональной культуры учителя. В  таких школах повышенного уровня, как «Экспериментальная школа-интернат «Арктика» в г. Нерюнгри, Международная Арктическая школа в г. Якутске, должна быть определенная квота для детей из арктических районов, профориентационная работа должна вестись с учетом специфики региона. Например, реализация проектов: «ПроеКТОриЯ», «Мой первый бизнес», «Я – профессионал».

На этапе поступления в аналогичные школы, учреждения профобразования зачастую не учитывается реальная ситуация учащихся и выпускников школ, работающих в сложных условиях с ограниченными материально-техническими и кадровыми ресурсами. Среди них встречается много детей из семей с низким социально-экономическим статусом, которым сложно конкурировать с обучающимися инновационных школ. По данным научных исследований Высшей школы экономики, шансы одаренных детей в 2,5 раза выше, чем у учащихся массовых школ;

 

Подготовку педагогических кадров – на особый контроль

Изменение статуса Института национальных школ Республики Саха (Якутия), буквально недавно ставшего филиалом федерального Института родных языков, вызывает опасение в том плане, что в дальнейшем круг научных исследований института как базового учреждения в обеспечении языкового образования в стране, будет ограничен только изучением родных языков. При этом общепедагогические проблемы, проблемы обеспечения региональной составляющей (регионального компонента), преподавания русского языка как государственного (второго родного) могут отойти на второй план.

- Хотелось бы упомянуть статьи 14 и 28 ФЗ. В статье 14 есть своего рода «ограничитель» - пунктом первым в РФ гарантируется получение образование на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой  образования. Но как часто бывает – желания не всегда совпадают с нашими возможностями, в данном случае – с возможностями образовательных учреждений.  А при переходе на 5-дневку некоторые школы переходят на факультативное  изучение родного языка.

Или взять статью 28 ФЗ – о компетенции, правах, обязанностях, ответственности образовательных организаций. Но нужно понимать разницу между обучением на якутском языке и преподавание. Это совсем разные уровни – обучение на родном языке (преимущественно в сельской местности) и преподавание . получается, эта проблема взвалена на плечи школ, а у них ресурс ограничен. Поэтому на особый контроль нужно взять подготовка педагогических кадров. И работа должна быть непрерывная – открывать больше педагогических классов, к примеру, что активно практиковалось раньше, а сейчас как-то стало слабо. Сейчас идет упор больше на технические классы. И в педколледжах нужно смотреть фиксатор специальностей: здесь можно многое интегрировать, сочетать с новыми  направлениями, инновациями, работать на повышение имиджа профессии учителя.

В институтах развития образования считают, что должны быть такие кафедры, как «Механизм методического сопровождения». С этим очень сложно,  их у нас попросту нет.

 

Интересные идеи – в жизнь

Еще один момент, который  отметила Феодосия Габышева – это анализ исполнения всех решений на уровне Совета Федерации, Госдумы, съездов учителей родных языков КМНС севера Сибири и ДВ, а также межведомственных рабочих комиссий. Ведь много идей интересных поступает, а реализуются не все, что-то так и остается на уровне проектов на бумаге.

- Нужна слаженная работа на уровне субьектов, муниципалитетов, образовательных учреждений и общественных объединений. Кстати, отмечают хорошие результаты системной работы именно в нашей республике – все таки у нас в этом вопросе большой опыт. Сразу все вопросы, конечно, решиться не могут, но над этим идет работа.

 

Справка

В Резолюции участников встречи Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Ивановны Матвиенко с тружениками социальной сферы села в Москве 3 марта 2020 года было отмечено:

- Правительству Российской Федерации: рассмотреть возможность урегулирования на законодательном уровне вопроса о финансировании организаций, осуществляющих образовательную деятельность в кочевых условиях (кочевых школ), в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

В этой связи Феодосия Васильевна  внесла предложение о возобновлении рабочей группы по подготовке предложений об особенностях получения образования детьми, проживающими в Арктической зоне, которую возглавляла министр просвещения О.Ю. Васильева.

 

Подпрограмма «Дети Арктики»

Включение подпрограммы «Дети Арктики» (направления «Отдых, оздоровление и развитие детей», «Инфраструктура: интернет, материально-техническая база, кадры», «Родные языки») в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» дает арктическим регионам еще один шанс для реального улучшения ситуации на местах.

- Пользуясь случаем, выражаем благодарность Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Агентству по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике), Федеральному агентству по делам национальностей, Министерству просвещения Российской Федерации, коллегам из других регионов Арктической зоны Российской Федерации за плодотворную совместную работу. Нам было приятно общаться с вами на профессиональном уровне. Мы еще раз убедились, что системный подход к решению назревших проблем приводит к таким положительным результатам.

 

В тему

В Арктике предлагают возродить радиовещание на языках коренных народов

 

Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации рекомендует Минцифры России проработать вопрос о возрождении радиовещания на языках коренных народов Севера.

«Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Арктической зоны РФ проработать вопрос о возрождении радиовещания в диапазонах средних и длинных волн в формате радиостанций, осуществляющих вещание на языках коренных народов Севера», — говорится в проекте решения по итогам выездного заседания Совета в Мурманске.

Помимо этого Совет рекомендует правительству создать единый цифровой онлайн-ресурс для сохранения и популяризации культуры коренных малочисленных народов Севера, включая записи фольклора, обрядов, а также создание цифровых учебников национальных языков.

Напомним, что ранее президент России Владимир Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны страны и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. В документе отмечается, что в Арктической зоне проживает 19 малочисленных народов, располагаются объекты их историко-культурного наследия, имеющие историческую и культурную ценность общемирового значения. В стратегии, в частности, указывается на необходимость обеспечивать сохранение и популяризацию культурного наследия и языков малочисленных народов.

Спикер
Габышева Феодосия Васильевна
Габышева Феодосия Васильевна
Член Регионального политического совета ЯРО Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций

Общественная приемная